Вотчина Пильёмовых-Сабуровых

«Деловщику у нас на земле не быти…!»

Земля, на которой было расположено село Ивашково, некогда принадлежала детям родоначальника известного боярского рода Федора Ивановича Сабурова: Василию Семену и Ивану. Сын последнего из братьев, Федор Иванович Пильёма в 1474-84 годах, располагая весомой суммой денег по тем временам, покупает с.Ивашково с деревнями у своих дядьев Василия и Семена, взявши на себя обязательство не вступать ни с кем в сделки относительно указанных земель, кроме этих своих родственников1. «А будет мне, Федору не в тех земель, ни до села, ни до деревень, и мне, Федору, тех земель мимо своих дядь, приказщиков, Василия Федоровича да Семена Федоровича, ни продати, ни променяти, ни в закуп не дати никому. А взятии мне, Федору, на тех землях у своих дядь у Василия, да у Семена та же цена, што есми сам дал на тех землях» 2. Гарантом этой сделки выступает младший брат Василия Накитки, Юрий Григорьевич Волк3. Поскольку и во времена давно минувших лет земли считались удовольствием не из дешевых, покупка производится на два лица – на Федора и его брата - Семена. Об этом нам говорят акты, датированные 1474-84 годами, в которых Федор [Пильёма] и Семен [Вислоух] уже начинают перетягивать одеяло и делить с.Ивашково с деревнями в Лутском стану Ростовского уезда. Не доверяя друг другу, они принимают решение призвать третейского судью и поручить раздел третьему лицу - деловщику, но затем договариваются полюбовно и решают, что "деловщику у нас на земле не быти, а мне, и Семену, те земли самому делити по половинам, а Федору которая ся половина полюбит, то ему себе взяти"4

В итоге при разделе вотчины Федору отошло село Ивашково и 24 деревни в придачу, а Семену – село Горка и 24 деревни. Так братья покончили с враждой.

Позднее, после кончины Федора, село Ивашково с деревнями достается по наследству его детям - Андрею, Степану и Василию.

При вступлений на престол Василий III, как известно, произвел пересмотр прежних жалованных грамот. Из старых грамот на ростовские земли подтверждение тогда получили только две (во всяком случае, нам известны только две): жалованная тарханно-несудимая и от конского пятна грамота в. княгини Марии Ярославны Троице-Сергиеву монастырю (1467-74 гг.) на двор в Ростове и жалованная несудимая грамота Ивана III Андрею, Степану и Василию Федоровым детям Пильемовым на с. Ивашково в Лутском стану, находившемся на северо-восточных рубежах Ростовского уезда. Эти рубежи и сам Лутский стан имели большое политическое значение, т. к, непосредственно граничили с владениями князей Курбских5. О переписке Ивана с Курбским – можно вести отдельную историю. Подтверждение грамоты Пильемовым не было датировано, но подписано оно тем же дьяком Данилой Кипреяновым, который подтвердил грамоту Марии Ярославны и многие другие акты. Единственное, в чем не повезло нашим предкам, так это в том, что они не получили податной иммунитет, который подразумевал свободу от дани, яма, подвод (извозные повинности), тамги (внутренние таможенные пошлины (мыт).

В 1527- 1528 годах братья Андрей и Степан Федоровы дети Пильемовы разделили владения с. Ивашкова в Лутском стану Ростовского уезда. Само село Ивашково с несколькими деревнями (Гора Большая, Чесноково и др.) досталось Степану, Андрей же получил только ряд деревень (Горка Малая, Дьяково, Поникарово и др.). Однако в том же году Степан, будучи городовым приказчиком в Ростове, продает свою половину села Андрею за баснословные по тем временам деньги - 300 рублей. Что входит в эту сумму? 23 гектара земли, на которых располагались - 13 деревень, 2 пустоши, пожня и луг. За все это достояние уплачено 300 рублей, по сегодняшним ценам эта сумма равна приблизительно 40 миллионам. Таким образом наследственное владение вновь сосредоточилось в одних руках.

Примерно в 1547 году село переходит по наследству к последнему владельцу из рода Пильёмовых-Сабуровых, Юрию Андреевичу, тысячнику третьей статьи по Вязьме. Известно, что по заказу Юрия ростовские мастера для церкви в селе Ивашково пишут деисусный чин, состоящий из семи образов: Архангел Михаил, Апостол Петр, образ Иоанна Предтечи, иконы Спаса, Богоматери, Архангела Гавриила и Апостола Павла6. В центре деисусного чина, олицетворяющего Церковь Небесную, обычно помещали образ Господа Иисуса Христа, восседающего на престоле. В раскрытом Евангелии в Его руках написаны слова: "Аз есмь свет миру" (Ин.8:12). Образ Спасителя главенствует в иконе, чем поясняется смысл мученичества, как следование Господу Иисусу Христу по крестному пути. Так иллюстрируется преемственная связь святых новейшего времени с их предшественниками.

Зимой 1563 года ( 21.03.1563) Юрий умирает, а его вдова – Агриппина ( в иночестве Домна, дочь Ивана Романовича Клуши Белеутова) – отдает село Ивашково во владение Троице-Сергиева монастыря.

1. Образование Русского централизованного государства: в XIV-XV веках; очерки социально-экономической и политической истории Руси // Л.В.Черепнин 1960 г.
2. Русские феодальные архивы XIV-XV веков. // Л.В.Черепнин 1951 г. Т.2
3. Потомки "мужа честна" Ратсхи: генеалогия дворян Каменских, Курицыных и Волковых-Курицыных // А. А. Булычев 1994 г.
4. Акты социально-экономической истории Северо-восточной Руси конца XIV-начала XVI в // С. Б. Веселовский 1952
5. Ростовский уезд при Василии III // С.М. Каштанов
6. «Ростовская старина». Ивашковский деисусный чин // А. Мельник, статья 92, 25.07.2000

Екатерина Туркина. 2010 г.

Вотчина Троице-Сергиева монастыря

«Село Ивашково с деревнями, деревень к селу... а вытей... данья Юрья Ондреевича Пилемова по себе и по своих родителех; кормити корм середней по Ондрее, по Анастасии, по Стефане, по Георгие, по иноке Домникии.» [Кормовая книга XVI века, Библиотеки Троицкой Сергиевой Лавры № 812 л. 92.]1

Село Ивашково с деревнями перешло во владение Троице-Сергиева монастыря в непростое время: осенью 1564 года монастырь пострадал от сильнейшего пожара, постоянная смена настоятелей монастыря (Кирилл 1-й (1566–1568), Памва 2-й (1568–1569), Феодосий (Вятка ;1569– 1571), Варлаам 1-й (1571–1577), Иона 2-й (1577–1584), Митрофан (Дмитровец; 1584–1588), Киприан (Балахонец; 1588–1594), Кирилл (Завидов; 1594–1605)), набег на Москву крымского хана Девлет-Гирея и бегство Иоанна Грозного в Ростов в 1571 году2. Монастырским властям явно было не до отдаленного села в Ростовском уезде. Укрепление Ивашковских деревень не производилось, а тут еще неурожай и голод 1568-69 годов. В результате чего за 30 лет монастырского правления 6 сел исчезло, а 6 возникло вновь. Роль «реорганизатора» селений на новых началах сыграли события 1608-1610 годов (осада польскими и литовскими войсками Троице-Сергиева монастыря), отразившиеся на селе Ивашкове огромным опустошением. Когда в 1617 году монастырские старцы произвели дозор с.Ивашкова, то оно как-будто уже стало оправляться от бури. В селе сохранились 3 двора церковников, 9 дворов крестьянских и монастырский двор с большим количеством возведенных вновь хозяйственных построек3. Строится новый деревянный храм Успения Пречистой Богородицы4, в замен обветшавшего.

Совершенно иное впечатление оставляют деревни с.Ивашкова: 16 деревень запустело, и не возникло ни одной новой деревни. В живущем по дозору оказалось всего 10 деревень с 29 дворами. [в Лутском стане в селах Ивашково и Берлюково с деревнями насчитывается: 1563 год - 236 дворов и 238 д.м.п.; 1594 год - 232 двора и 234 души мужского пола, к 1617 году остается только 73 двора и 102 души мужского пола5].

С уменьшением количества крестьян монастырь увеличивает повытно-подворный норматив полевой барщины, а оброк со двора был уменьшен с 10.8 ден. до 8/3 ден6. Около 1616/17 годов крестьяне сел Берлюкова и Ивашкова пишут челобитную об освобождении их от сенокошения на монастырь и замене этой повинности 5 рублями оброка в казну7. Была ли заменена данная повинность мы не знаем, так как не уцелел даже оригинал самой челобитной.

К 1678 году происходит укрепление Троицких вотчин в Лутском стане, население снова увеличивается до 218 крестьянских дворов (752 крестьян) и 14 бобыльских, не имеющих земельного надела (39 бобылей)8.

Особый интерес представляет подробное описание села до гражданской войны (Смутное время 1604-1613 гг.) в писцовой книге 1592/93 г. земель Троице-Сергиева монастыря:

Въ Лутцкомъ ст., по даной Домны Ивановы дочери Клушина Юрьевы жены Ондреева сына Пильемова, лета 7071 (1563/64) году, с.Михайловское Ивашково, на р. на Пере, а въ немъ церк. Леонтей Чюдотворецъ, да теплая церк. Успение Пречистые, оба вверхъ, деревяны, ветхи, а церковное строение, и образы, и книги, и свечи, и колокола, и ризы вотчинникова Юрия Пильевова, а въ селе дворовъ: дв. монастырской, дв. поповъ, дв. понамаревъ, дв. проскурницынъ, да 3 кельи, а въ нихъ живутъ нищие, питаютца о церкви Божии, а крестьянскихъ 12 дв., во дв. бобыль; пашни пахатные монастырские сер.земли 40 четв., да крестьянские пашни 27 четв., да поповы пашни 22 четв. въ поле, а въ дву потомужъ, сена монастырского на отхожем лугу на р. на Луту, смежно с Ивановым поместьем Страхова, 100 коп., да церковного сена 10 коп., да крестьянского сена на р. на Пере 40 коп., лесу рощи монастырского къ селу заповедные 8 дес.; да въ селе-жъ прудъ большой, а внемъ рыба караси.
Читать полное описание Троицкой вотчины в Лутском стане...

1. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. // А.В. Горский. 1841 г. Ч.2.
2. Летопись Троице-Сергиевой Лавры // http://www.stsl.ru/history/xvi/xvi.htm
3. К истории сельского поселения феодальной Руси. // Воронин Н.И. 1935 г., стр.114-115
4.,5.,8. Монастырские крестьяне Ростовского уезда в начале XVII века // Черкасова М. С. СРМ. Ваш. VI. Ростов, 1994.
6.,7. Крупная феодальная вотчина в России конца ХVI-ХVII века // Черкасова М. С.

Евгений Пайор. 2010 г.

Письмо 1890 года июня 5-го

Уникальное письмо написанное Натальей Папутниковой своему сыну в город.

Здраствуй Дорогой Нашъ Сынъ Иванъ Николаевичь. Спешимъ квамъ заочнымъ родительскимъ благословенiемъ. Молимъ бога о вашемъ здравiе. Незабвенные васъ родители Николай и Наталья ---------

Милому Незабвеному Моему Сожителю Ивану Николаевичу Сожительница ваша Анна Ивановна здетями вашiми Николаем и Настасья. Посылаемъ вамъ заочное Глубочайшiе почтение. Молимъ бога овашемъ здравiе, заочно васъ целуемъ. Бабинка Елена кланяется отъ всего Семейства -----------

Присемъ Милой Сынъ извещаю васъ получивъ ваше письмо Иванъ Смирновъ приехалъ благополучно, заявилъ овашемъ здоровье, что ведете себя очень хорошо. Насъ воопще очень словами обрадовалъ, но ипаче вашу супругу. Получила и подарокъ кошелекъ, конфеты. Супруга ваша въ добромъ здоровье. Въ настоящее время у насъ все благополучно, благодаря бога и скотъ покуда весь здоров, 4 числа, что далие незнаемъ, разных деревней скота много пала, боль умножаеца силно, что бог знаетъ. Дождя нетъ, все засохло, 4 ва немного помочила. Послечасъ начинаемъ возить навосъ. Дело въ томъ, что немало получили отвасъ денягъ 30 рублей. 10 Михаелу, 10 оброку, а 10 напразникъ извели. На 13 руб купили муки пшена, допетрова дня опять нада покупать. Дело въ томъ, что взяли 5 руб у вашей Супруги, за картофель Якову Матвееву взяли на сiмяеа посаженъ. Анне Ивановне Намъ платить нечемъ. Прошу васъ милой сынъ вышлите 5 руб наймя ея вашей Супруге, она обижаетца, ничего никупила, нужны сапошки. Еще дополню, что нам приходица косить 4 ду, нада человека на сiнокосъ. Брат Александръ нанялся к халдевскому попу насiнокосъ за 12 руб. Жена Ана будетъ с нами работать вместе. Посечасъ возимъ навосъ. Слава богу все живы и здоровы 1890 года июня 5. Прошу Милой Сынъ, что какъ можно постарайтесь выслать выше сказанные 5 Ане Ивановне, затемъ прощайте.


Сайт создан в системе uCoz