Ивашковский деисусный чин

Семь икон, которым посвящена настоящая статья, давно никем не воспринимаются как элементы единого деисусного чина храмового иконостаса. Крайне неблагоприятная судьба этих произведений в XX веке является причиной такого положения вещей.

В 1935 г. две иконы этого чина – «Архангел Михаил» и «Апостол Петр» Ростовский музей передал в Государственную Третьяковскую галерею, но не окончательно, а только для реставрации. Однако назад они возвращены не были, В каталоге Третьяковской галереи обе иконы датированы XV в., указано также, что они происходят из церкви с. Ивашкова, но попали в эту церковь из церкви с. Гуменца близ Ростова. Из оставшихся в Ростовском музее пяти икон деисуса отреставрированным является только образ Иоанна Предтечи. Согласно инвентарному описанию, икона происходит из церкви с. Ивашкова и датирована XVI в. Иконы Спаса, Богоматери, Архангела Гавриила и Апостола Павла остаются нераскрытыми, датируются XVI в. и, согласно инвентарным описаниям, происходят из с. Ивашева.

Итак, если верить всему вышеизложенному, то иконы деисуса написаны в разное время (одни – в XV в., другие – в XVI в.) и происходят из церквей трех совершенно разных сел Ростовского уезда: Гуменца, Ивашева и Ивашкова.

И никто даже не попытался разобраться в этой удручающей путанице. Однако достаточно было раскрыть старую инвентарную книгу Ростовского музея, и все сразу встало на свои места. Все семь упомянутых икон поступили в 1927 г. из церкви с. Ивашково.

Большинство произведений древнерусской живописи не имеет документально установленных датировок, что крайне затрудняет их понимание. К счастью, с иконами Ивашковского чина все обстоит совершенно иначе. Дошедшие до нас письменные источники позволили установить время его создания и заказчика. Из писцовой книги 1592/93 г. следует, что село Ивашково было отдано в 1562/63 г. вдовой владельца села Юрия Пильемова Троице-Сергиеву монастырю, и что убранство церквей этого села было создано по заказу того же Юрия Пильемова. Следовательно, иконы Ивашковского деисусного чина возникли до 1562/63 г., и заказчиком их был Юрий Пильемов, принадлежавший к известному знатному роду Сабуровых. Хозяином Ивашкова Юрий Пильемов стал около 1547 г.

Значит, наши иконы возникли не ранее второй половины 40-х гг. XVI в., но до 1562/63 г. Это значит, что их уверенно можно датировать серединой XVI в.

По всей видимости, рассмотренные иконы были созданы ростовскими мастерами, которые ориентировались в своем творчестве на живопись московских иконописцев середины XVI столетия.

А. Мельник. Опубликовано: «Ростовская старина», 92, 25.07.2000.

Текст взят с сайта: http://starina.blog.ru/41276611.html

Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. XI – начало XVI века. Т.1

Антонова В.И., Мнева Н.Е. Москва: Искусство, 1963.

188. Чин Деисусный. (иллюстрация отсутствует)

XVвек. РОСТОВО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА.

Архангел Михаил. 93 x 68. [28610]

Апостол Петр. 91 x 68. [28761]

Склонившие головы поясные апостол и архангел повернуты вправо. В левой руке Петра – полуразвернутый свиток с черной надписью («Рече Петр…») и белый ключ на красном шнурке. В левой руке Михаила – красное мерило. Правые руки у обоих раскрыты перед грудью. Коричневая одежда Петра и алый гиматий архангела, их узкие золотые нимбы и красные надписи образуют с насыщенным, ярким изумрудно-зеленым фоном звучное, изысканное красочное сочетание. Вохрение плотной темной охрой по коричневому санкирю.

Доски липовые, шпонки врезные, встречные. Паволока, левкас, яичная темпера.

Происходит из церкви села Ивашкова (попал туда из церкви села Гуменец), близ Ростова Великого. Архангел Михаил раскрыт в Гос. Ростовском музее. Петр – в ГТГ в 1940 году И.В. Овчинниковым. Поступил из Гос. Ростовского музея в 1937 году.

БИБЛИОГРАФИЯ: В.И. Антонова, Памятники живописи Ростова Великого. Фонд диссертаций ГБИЛ, М., 1948, стр. 174 и 192


Сайт создан в системе uCoz